- Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков
- Методы коррекции поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте
- Психосоматические расстройства у детей и подростков
- Девиации поведения в подростковом возрасте
- Психотерапия эмоциональных нарушений у детей
- Проективные методы в работе с детьми и подростками
- Кризисные состояния у детей и подростков
- Психокоррекция детско-родительских отношений
Программа обучения предназначена для студентов психологических и медицинских институтов, клинических и школьных психологов, психиатров, психотерапевтов, педагогов, для специалистов, работающих с детьми и всех, интересующихся проблемами детско-родительских отношений.
Тема 1. Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков
Содержание:
- Современные медицинские и клинико-психологические данные о нарушениях высших психических функций у детей и подростков
- Проявление общих и специфических закономерностей в развитии детей в норме и патологии.
- Нейропсихологические подходы в коррекции нарушений психического развития детей.
- Методологические, технологические основы построения индивидуальных коррекционных программ при нарушениях развития в детском возрасте.
- Возможности медицинской и нейропсихологической коррекции нарушений развития.
Тема 2. Методы коррекции поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте
Проблемы с поведением – одна из наиболее частых причин обращения родителей к психологу. В это определение каждая семья вкладывает свой смысл.
При этом мамы и папы не всегда понимают истоки этих нарушений, ориентируясь на "избавление от симптома", т. е. на результат. Задачей детского психотерапевта в таких случаях является в первую очередь анализ причин, т. е. использование в работе клинического подхода, учитывающего этиологические и патогенетические факторы расстройств поведения.
Другая категория обращений – дети с нарушениями развития различного характера. Родители маленьких пациентов понимают происхождение проблемы, часто имеют опыт обращения к другим специалистам. В данном случае задачей детского клинического психолога становится поддержка и совместная кропотливая работа, направленная на систематизацию тех методов, которые ранее использовали в семье, расширение терапевтических подходов, часто обучение членов семьи тем приемам, которые они смогут использовать самостоятельно.
Содержание:
- Экстернализирующие расстройства: агрессивное, импульсивное, эксплозивное поведение. Роль перинатальных факторов в формировании экстернализирующих расстройств.
- Нарушения поведения психогенного характера.
- Первая консультация: формирование запроса, сбор анамнеза, психодиагностика.
- Планирование психотерапии. Выбор методов и формы работы. Составление коррекционных программ. Критерии эффективности психотерапии.
- Формирование навыков и развитие произвольности и самоконтроля. Преимущество групповой формы работы.
- Коррекция взаимодействия с ребенком в семье. Эффективные родительские приемы, формы работы с родителями
Тема 3. Психосоматические расстройства у детей и подростков
Содержание:
- Психосоматические расстройства у детей дошкольного и школьного возраста: факторы возникновения, особенности течения.
- Методы диагностики и диагностические критерии.
- Психогенные расстройства и соматогенные психологические нарушения.
- Особенности семейных взаимоотношений и их влияние на формирование психосоматической патологии. Сиблинговые конфликты.
- Соматизация тревоги, депрессии.
- Интегративная психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков (артерапия, сказкотерапия и др.).
- Формирование моделей совладающего поведения.
Техники:
- диагностические и развивающие общение проблемно-сюжетные игры;
- упражнения для активизации и развития невербального и вербального мышления, обобщающей функции речи;
- упражнения для развития парного и группового взаимодействия для развития эмпатии, коммуникации и доверия.
Тема 4. Девиации поведения в подростковом возрасте (зависимости и созависимости)
Содержание:
- Понятие зависимости. Особенности зависимого поведения у подростков.
- Понятие созависимости. Особенности психологической работы с созависимыми отношениями с подростком и его семьей.
- Типичные установки созависимых родителей. Иллюстрация и совместный разбор конкретных примеров.
- Наиболее частые типы семейных ситуаций зависимого подростка: матери-одиночки, разведенные родители, дети-сироты, родители, употребляющие алкоголь и психоактивные вещества, многодетные семьи, брошенные дети, усыновленные дети.
Практическое арттерапевтическое упражнение по работе с чувствами и упражнение по работе с границами. Обсуждение. Анализ работ, обсуждение особенностей выполнения таких упражнений различными "поведенческими типами" родителей.
- Работа с сопротивлением. Задачи психолога, тактика работы: поддержка, жесткость правил, проработка личностной невключенности.
Тема 5. Психотерапия эмоциональных нарушений у детей
Содержание:
- Виды эмоциональных расстройств.
- Эмоциональная привязанность как основа благополучного эмоционального развития.
- Детские страхи. Невротические и возрастные. Основные функции страхов с точки зрения различных теоретических подходов.
- Тревожные расстройства. Виды и особенности проявления у детей.
- Расстройства депрессивного спектра. Возрастные аспекты, клинические признаки, специфика диагностики. Схемы психотерапии.
Тема 6. Проективные методы в работе с детьми и подростками
Содержание:
- История развития изобразительной деятельности у ребенка.
- Графические показатели эмоциональных состояний личности в рисунке человека и модификации теста «Проективный рисунок человека» К.Маховер
- Тест М. Люшера
- Классический метод пиктограммы А.Р. Лурия и его трансформации
- Тематический апперцептивный тест и его вариации
Тема 7. Кризисные состояния у детей и подростков: ПТСР, насилие, горе, суицидальное поведение.
Содержание:
- Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков;
- Насилие;
- Горе;
- Суицидальное поведение;
Тема 8. Психологическая коррекция детско-родительских отношений
Содержание:
- Семья, как единица психического анализа.
- Методы семейной диагностики (рисунок семьи, анализ семейных взаимоотношений (ABC)).
- Нарушение межличностной коммуникации в семье.
- Семейная поведенческая терапия:
- Коррекция стиля воспитания.
- Коррекция детско-родительских отношений.
В результате вы узнаете: о причинах непослушного поведения ребенка, объективных закономерностях возрастных перемен отражающихся на взаимоотношениях ребенка и родителя, овладеете конструктивными технологиями изменения нарушенных отношений, научитесь планировать стратегию управления этими изменениями и учитывать основные препятствия в процессе управления изменениями.
ДАТЫ СЕМИНАРОВ:
1 часть. Темы:
- Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков
- Психосоматические расстройства у детей и подростков
- Девиации поведения в подростковом возрасте, 1 часть, зависимости
12-13 апреля 2025
2 часть. Темы:
- Девиации поведения в подростковом возрасте, 2 часть, созависимость
- Проективные методы в работе с детьми и подростками
- Психотерапия эмоциональных нарушений у детей
31 мая - 1 июня 2025
3 часть. Темы:
- Кризисные состояния у детей и подростков
- Методы коррекции поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте
- Психокоррекция детско-родительских отношений
Ведущая программы:
Меркулова Вероника Александровна
(Институт Психотерапии и Клинической Психологии г.Москва)
Клинический психолог, нейропсихолог, сертифицированный гештальт-терапевт.
Автор монографий, практических руководств и учебно-методических пособий по нейропсихологии и психокоррекции.
Специалист в области:
- Нейропсихологии и психологической диагностики;
- Психологической коррекции и психотерапии (взрослых после травматических, оперативных вмешательств и сосудистых поражений и детей с трудностями обучения и развития);
- Психотерапии личностных, профессиональных и бытовых проблем, психологического сопровождения кризисных состояний;
- Коррекции аномального развития личности, психотерапии психосоматических заболеваний.
По окончании программы выдается Удостоверение о повышении квалификации Института Психотерапии и Клинической Психологии (г. Москва) – 96 часов