О НАПРАВЛЕНИИ

На сегодняшний день телесно-ориентированная психотерапия завоевала очень широкую популярность, так как знание языка тела зачастую может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова.

Изначально психология тела возникла в русле психоанализа в 30-х годах прошлого века. Ее основатель, Вильгельм Райх, был одним из учеников Фрейда. Он заметил, что пациенты во время сеанса определенные эмоции сопровождают конкретными телесными проявлениями. Например, если клиент хочет сдержать чувства, то он может начать прикасаться к своей шее, как бы пережимая горло и заталкивая эмоции обратно вовнутрь.

Эти наблюдения позволили психологии связать телесное и психическое. На стыке двух областей и возникла телесно-ориентированная психотерапия.

На данный момент направление далеко ушло от психоанализа и представляет собой самостоятельное течение в психологии со своей теоретической базой и практическими наработками.

Особенность телесно-ориентированной психотерапии в целостном подходе к человеку – личность рассматривается как единое целое. Личность – это тело, разум и душа.

Мы привыкли воспринимать себя благодаря телу. Так ребенок в процессе своего развития в первую очередь начинает осознавать себя за счет тела, которое позже становится частью личности и хранилищем эмоций, чувств, ощущений, переживаний. Поэтому тело рассказывает о проблемах и характере человека намного быстрее и больше, чем делает это он сам. Например, физически зажатый и скованный человек будет внутри себя таким же замкнутым и несвободным.

Кроме того, тело помнит все наши переживания, отзываясь на них зажимами, блоками, напряжением.

Мы словно обретаем мышечный панцирь, который не позволяет энергии свободно циркулировать, ухудшая общее состояние и препятствуя качественной жизни. Но, воздействуя на физическую оболочку, реально помочь психологическому состоянию человека. Через тело можно работать с эмоциями, сферой отношений, самопринятием и многим другим.

Данный подход применяется для следующих целей: 

  • снятие стресса, избавление от хронической усталости;
  • лечение неврозов, депрессий;
  • терапия психосоматических расстройств, избавление от комплексов и страхов.

Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление клиента, которые могут возникнуть в тех направлениях психотерапии, где основной способ взаимодействия – речь.

Телесно-ориентированная психотерапия работает во многом быстрее и эффективнее «вербальных» техник.

Психология тела – это кратчайшая дорогая к истокам проблем, которая помимо решения психологических трудностей ведет к общему оздоровлению организма.

Данное направление обучения подойдет как специалистам – психологам, психотерапевтам, врачам – так и людям, желающим лучше понять свое тело и его реакции, научиться методам релаксации, гармонизации и самопомощи через простые и эффективные упражнения.

Внимание! На занятия необходимо иметь с собой (или на себе) удобную одежду, не стесняющую движения.

Структура программы

Введение в ТОП, знакомство с образом и структурой тела

21-22 сентября 2024

Если попросить китайца, японца или другого жителя Востока простроить иерархию в понятиях – душа, разум, тело, то он искренне удивится, т. к. в их культуре данной иерархии не существует. Гармония заключается в равномерном развитии и души, и разума, и тела.

В нашей культуре традиционно главной считается голова, т. е. разум, а тело второстепенно, вследствие чего страдает качество жизни. Человек, ориентируясь на «потребности» головы, не ощущает истинных потребностей тела, которое в итоге перестает чувствовать, перестает выражать чувства, перестает получать информацию о внешнем мире и других людях и, в конце концов, человек становится неспособным испытывать какое-либо удовольствие.

Если обращать внимание на тело, то оно будет очень благодарно и многократно вознаградит своего хозяина.

Программа семинара рассчитана на обучение и повышение квалификации: психологов, психотерапевтов, психиатров, педиатров, педагогов, студентов 4, 5-х курсов медицинских и психологических факультетов, социальных работников и всех, интересующихся телесно-ориентированной психотерапией.

 

Цель программы:

  • дать общее представление о телесно-ориентированной психотерапии (ТОП);
  • ознакомить слушателей с основными понятиями ТОП;
  • кратко осветить школы, различные подходы и направления в телесно-ориентированной психотерапии;
  • сформировать базовые понятия ТОП: энергия, схема, образ и структура тела;
  • дать информацию и познакомить на примерах с телесными блоками и зажимами, с влиянием телесных блоков на характер и поступки человека.

 

В результате участия в данном семинаре:

  • Вы ознакомитесь с основными понятиями телесно-ориентированной психотерапии.
  • Получите интересную и возможно новую для себя информацию о себе и о своем теле.
  • Узнаете, что на самом деле хочет показать нам наше тело.
  • Познакомитесь с проблемной анатомией и картографией тела.
  • Научитесь первичной телесной диагностике и считыванию информации с проблемных зон тела.
  • Познакомитесь с различными видами контакта и научитесь выбирать определенный вид контакта в зависимости от запроса и проблематики клиента.

 

В программе семинара:

  • Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии.
    История: западные и восточные корни телесной психотерапии.
  • Обзор теории и методологии ТОП:
    — вегетотерапия Вильгельма Райха;
    — биоэнергетика Александра Лоуэна;
    — биодинамика Боуэнна, Лилиан Марчер;
    — биосинтез Дэвида Боаделлы;
    — соматическая психология Питера Левина;
    — телесное осознавание Мойше Фельденкрайза;
    — структурная интеграция Иды Рольф;
    — розен-метод Мэрион Розен;
    — био-энерго-системо-терапия (БЭСТ) Евгения Зуева;
    — метод телесной интеграции Фредерика Матиаса Александера;
    — плазменная терапия или терапия первичного крика Артура Янова.
  • Краткий экскурс в восточную телесно-ориентированную психотерапию: йога, цигун-терапия, аюрведа, цалунг, шаманские техники, телесные медитации и др.
  • Групповая и индивидуальная телесно-ориентированная психотерапия.
  • Примеры групповых вариантов телесной психотерапии.
  • Интегративные направления в ТОП.
  • Связь телесно-ориентированной психотерапии с анатомией и физиологией.
  • Базовые понятия телесно-ориентированной психотерапии: социальное и животное тело; энергия; контакт; образ, схема, структура тела; телесная метафора; блок и зажим; проблемная анатомия; топография тела, базовые проблемы и их расположение в теле.
  • Считывание телесной информации, телесная метафора, первичная диагностика.
  • Контакт в телесно-ориентированной психотерапии. Виды и выбор контакта.

Границы и опоры в ТОП, основные методы работы

19-20 октября 2024

Что такое опора? Самое простое, что приходит на ум, это то, на что мы можем опереться в жизни. Опора – это уверенность в себе, защищенность в жизни и возможность действовать.

Что такое границы? Это линия разделяющая, например, два государства. В психологическом выражении границы Я – это психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий. При этом внутренние границы Я разделяют сознательное и бессознательное. Личностные границы разделяют – мое и не мое.

 

Цель программы: ознакомить обучающихся с такими основными понятиями в телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), как границы и опоры, научить работать с ними.


Содержание:

  • базовое понятие границв телесно-ориентированной психотерапии
  • причины нарушенийграниц и их проявления
  • как нарушения границвлияет на нашу жизнь
  • как человек реагирует на нарушения своих границ
  • способы работы с границами, структурная и диагностическая работа
  • соматический резонанс, как один из аспектов работы с границами
  • различные виды опор, как они работают
  • показания к использованию работы с опорами
  • технические приемы работы с опорами.


Техники:
 структурная работа, демонстрация, разбор случаев из практики.


В программе обучения:

  • Контакт в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Критерии выделения видов контакта: по первостихиям, по площади прикосновения, по задаче.
  • Выбор определенного вида контакта.
  • «Границы» в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Понятие границ, причины нарушения границ, показания для работы с границами.
  • Виды работы с границами, структурная работа с границами.
  • «Опоры» в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Виды опор(базовая, материнская, акушерская), психологический механизм формирования нарушений, показания, технические приемы работы с опорами.


Результаты обучения:

  • Вы получите знания о границах и опорах в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Узнаете о влиянии границ и опор на нашу жизнь, об их телесном проявлении.
  • Будете иметь представление о телесной работе с опорами и границами.

Основные принципы работы, первичная диагностика и стратегия работы в ТОП

23-24 ноября 2024

Цель: ознакомить обучающихся с понятием контракта в телесно-ориентированной психотерапии. Составление терапевтического контракта в телесно-ориентированной психотерапии.

Значение контракта трудно переоценить, т.к. от правильности и грамотности его составления на 50% зависит ход психотерапевтической сессии.

 

Техники: демонстрация, разбор случаев, теоретические дискуссии, супервизорская практика, индивидуальная работа, структурная работа.

 

В программе обучения:

  • Составление терапевтического контракта в телесно-ориентированной психотерапии. Влияние контракта на терапевтический процесс. Основные “законы” и принципы клиентской работы.
  • Основные этические принципы телесно-ориентированной психотерапии, особенности терапевтической этики.
  • Организация клиентской (индивидуальной, групповой) работы в телесной психотерапии.
  • Понятие психотерапевтического процесса, структурной и процессуальной работы.
  • Понятие о языке предъявления запроса: эмоциональный, рациональный, телесный. Прояснение и формирование реального клиентского запроса.
  • Сбор информации, диагностическая оценка предъявляемой информации, считывание телесной информации. Построение терапевтической стратегии и тактики.
  • Перенос и контрперенос в телесной психотерапии, проективная идентификация. Безопасность в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Демонстрация, разбор клиентских случаев, теоретические дискуссии, супервизорская практика, индивидуальная и структурная работа.

 

В результате обучения:

Вы получаете знания о терапевтической работе в русле телесно-ориентированной психотерапии:

  • как составлять контракт, и на что он направлен.
  • как перевести запрос клиента на язык тела и выяснить реальный запрос клиента.
  • способы работы с клиентом и меры безопасности.
  • стратегические и тактические шаги в психотерапевтическом процессе.

Работа с симптомом в ТОП

14-15 декабря 2024

Что такое симптом? Симптомы – это телесные или психические признаки, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма. Что скрывает симптом? Как с ним работать? Что показывает симптом человеку?

 

 Цель обучения: 

  • ознакомить обучающихся с ведением клиента в русле телесной психотерапии. Продолжение темы работы с клиентским запросом.
  • Ознакомить с понятиемсимптома в телсно-ориентированной психотерапии, т.к. он является только верхушкой айсберга психологической проблемы человека.

 

Программа обучения:

  • Принципы отбора техник для клиентской работы.
  • Ведение клиента и активность терапевта.
  • Работа с истинным и предъявляемым запросом клиента.

Отработка практических навыков индивидуальной и групповой клиентской работы.

  • Психотерапевтические техники, направленные на работу с предъявляемым запросом.
  • Практические упражнения:
    • работа с телесной метафорой
    • считывание телесной информации
    • упражнения на расслабление
    • упражнения на контакт
    • упражнения на чувственное осознавание
    • направленная работа с телом
    • работа с агрессией в телесно- ориентированной психотерапии 
    • работа с доверием в телесно- ориентированной психотерапии
  • Работа направленная на расслабление тела.
  • Способы работы с агрессией и доверием к миру в телесном подходе.
  • Структурные упражнения на эти темы.

Что не дает человеку расслабиться? Что кроется за агрессивным поведением человека? Как доверие к миру влияет на жизнь человека? –  Все это можно узнать на данном семинаре.

 

Техники: структурная работа, разбор случаев, демонстрация, индивидуальная и групповая работа.

 

В результате обучения вы получаете:

  • знания о терапевтической работе в телесно ориентированном подходе.
  • базовые знания о симптоме и о работе с ним в телесном подходе.
  • структурные техники, направленные на работу с симптомом в телесно ориентированном подходе.
  • различные техники по работе с телом в телесном подходе.

Биоэнергетика Александра Лоуэна

25-26 января 2025

Биоэнергетический анализ — это метод психотерапии, развивающий и продолжающий техники работы Вильгельма Райха. Создатель биоэнергетики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.) — был клиентом В. Райха, затем студентом, а потом сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов и психотерапевтической работе с телом, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йор­ке. На протяжении последующих тридцати лет воз­никло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.

Биоэнергетический анализ — это форма психоаналитической и телесно-ориентированной психотерапии. Фундаментальный тезис биоэнергетики заключается в том, что тело и психика функционируют как единое целое: работа психики есть отражение того, что происходит с телом, и наоборот. После работы с телом происходит аналитическая работа, что приводит к осознанию причин и взаимосвязей психологических и телесных проблем. Это помогает людям разрешить эмоциональные проблемы и активнее реализовывать потенциальную возможность радоваться жизни и получать от нее удовольствие.

Биоэнергетика является способом понимания личности с точки зрения тела и его энергетических процессов. Эти процессы, а именно, производство энергии за счет дыхания и обмена веществ и разрядка энергии в движении, являются основными функциями жизни. Сколько энергии у человека и как он ее использует, определяет его реакцию на жизненные ситуации. Очевидно, что кто-то может жить более эффективно, если у него больше энергии, которую можно свободно перевести в движение и экспрессию.

Биоэнергетика является формой терапии, которая сочетает работу с телом и умом, чтобы помочь людям решать свои эмоциональные проблемы и реализовать большую часть своего потенциала для удовольствия и радости в жизни.

Как все мы знаем, разум и тело могут влиять друг на друга. То, как человек думает, может влиять на то, что он чувствует. Обратное также верно. Это взаимодействие, однако, ограничено сознательными или поверхностными аспектами личности. На более глубоком, то есть на подсознательном уровне, и мышление, и чувства обусловлены энергетическими факторами.

Энергетические процессы тела связаны с состоянием живости тела. Чем более жив человек, тем больше у него энергии, и наоборот. Жесткость или хроническое напряжение уменьшают живость и сокращают энергию. При рождении организм пребывает в своем наиболее живом, текучем состоянии, а после смерти в наиболее жестком состоянии трупного окоченения. Мы не можем избежать ригидности, которая приходит с возрастом. Но мы можем избежать жесткости из-за хронических мышечных напряжений в результате неразрешенных эмоциональных конфликтов.

 

Каждый стресс вызывает состояние напряженности в теле.

Обычно напряженность исчезает, когда стресс снимается. Хроническое напряжение, однако, сохраняется как бессознательная поза тела или определенное положение мышц и после того, как провоцирующий его стресс исчезает. Такое хроническое мышечное напряжение нарушает эмоциональное здоровье, уменьшая энергию человека, ограничивая его подвижность (естественную спонтанную игру и движения мускулатуры) и его самовыражения. Таким образом, если человек хочет восстановить свою полную живость и эмоциональное благополучие, ему необходимо освободиться от этой хронической напряженности. Это и есть биоэнергетика.

Сохраняя приближенную к современному пси­хоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление на напряженные мыш­цы, глубокое дыхание и специальные позы. Паци­ент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию.

Семинар предназначен для психотерапевтов, владеющих методами телесно-ориентированной психотерапии; специалистов и студентов, обучающихся телесно ориентированной психотерапии  и прошедших базовые курсы по ТОП.

 

Актуальность программы: биоэнергетический анализ является одним из основных направлений в ТОП, поэтому невозможно представить себе телесно-ориентированного психотерапевта, который не владел бы навыками работы в рамках данного направления и не знал бы основ биоэнергетической теории.

 

Цель обучения: получить знания по теории биоэнергетического анализа, обучиться основным принципам функционирования и работы в биоэнергетике, получить навыки клиентской работы.

 

В программе семинара:

  • Александр Лоуэн и история возникновения биоэнергетики.
  • Основная теоретическая концепция биоэнергетического анализа, взаимосвязь  с психоаналитическая теорией З. Фрейда.
  • Работы современных биоэнергетических терапевтов.
  • Базовые принципы функционирования биоэнергии.
  • Строение тела и характер.
  • Представленность основных психических структур в теле.
  • Понятие мышечного блока (хронического мышечного напряжения).
  • Формирование мышечных блоков и мышечного панциря с т. з. А. Лоуэна.
  • Анализ повседневных движений с точки зрения биоэнергетики.
  • Понятие заземления.
  • Виды биоэнергетического заземления. Роль воды, сна, питания, оргазмической функции.

 

В результате участия в программе участники: 

  • ознакомятся с основами биоэнергетики, ее спецификой, основными методами;
  • сформируют навыки телесной работы с использованием биоэнергетического анализа;
  • научатся углублять и расширять дыхание;
  • овладеют навыками диагностики мышечных блоков, структуры «мышечного панциря» и структуры характера.

 

Список литературы:

  1. А. Лоуэн Физическая динамика структуры характера – М.: Компания Пани, 1996.
  2. А. Лоуэн Биоэнергетический анализ: теория и практика – М.: Институт Общегуманитарных Исследований 2011.
  3. А. Лоуэн, Л. Лоуэн Сборник биоэнергетических опытов – М.: ООО Издательство АСТ, 2003.
  4. А. Лоуэн Предательство тела – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010.
  5. А. Лоуэн Психология тела: биоэнергетический анализ тела – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010.
  6. А. Лоуэн Любовь и оргазм: современный взгляд на психологию чувства сексуального удовлетворения –  Ростов-на-Дону: изд-во Феникс. 1998.
  7. А. Лоуэн Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004.
  8. А. Лоуэн Удовольствие: творческий подход к жизни – М.: Психотерапия, 2008.
  9. А. Лоуэн Депрессия и тело – М.: Психотерапия, 2008.
  10. З. Фрейд Введение в психоанализ: Лекции – СПб.: Азбука-классика, 2009.
  11. Vita Heinrich-Clauer (Ed.) Handbook Bioenergetic Analysis. Psychosozial-Verlag Giesen, 2011

Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха

15-16 февраля 2025

Цель программы «Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха»:

Ознакомить участников с вегетотерапией В. Райха – самым первым, базовым направлением телесно-ориентированной психотерапии, являющимся основой всех остальных школ телесной психотерапии.

 

Программа обучения на семинаре «Соматическая вегетотерапия Вильгельма Райха» предназначена для психологов, психотерапевтов, студентов психологических институтов, а также для всех интересующихся телесно-ориентированной психотерапией как направлением психологии.

 

В программе обучения:

  • История развития и становления метода.
  • Психоаналитические корни райхианства.
  • Основные принципы и пути терапевтической работы В. Райха.
  • Базовые понятия райхианской терапии: опора, энергия, базовая (ядерная) проблема, мышечный зажим, блок, вторичная блокировка; мышечный панцирь и панцирь характера; психосоматическая медицина; телесный паттерн и формирование типа личности;
  • Понятие психологического роста.
  • Основные положения выдвинутой В. Райхом концепции:
    • три уровня наличия чувства (ядерный слой, мышечный слой и уровень маски);
    • мышечный панцирь и панцирь характера;
    • панцирь характера и тип личности (невротический, эмоциональная чума, генитальный);
    • базовый мышечный панцирь.
  • Проблемная анатомия основных телесных блоковпо В. Райху.
  • Соматическая вегетотерапия.
  • Диагностика по системе блоков.
  • Принципы практической работы с пациентом.
  • Классические техники В. Райха, ориентированные на усиление привычных мышечных напряжений.
  • Техники В. Райха, ориентированные на работу с дыханием.
  • Современные техники работы в райхианской традиции.
  • Основные стратегии райхианской терапии при работе с предъявляемым симптомом и при целостной личностной терапии.

 

Основные методы, используемые для отработки приобретаемых знаний: индивидуальная работа, групповая, работа в парах и тройках. Дидактическое обучение; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов, отработка навыков.

 

В результате участия в программе вы ознакомитесь с основами вегетотерапии, ее спецификой, основными методами; сформируете навыки телесной работы. Кроме того, так как вегетотерапия является первой школой телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), из которой выросли все последующие, этот семинар подготовит вас к участию в дальнейших семинарах программы по телесно-ориентированной психотерапии.

Основы биосинтеза Дэвида Боаделлы, часть 1-я

1-2 марта 2025

Цель семинара:

  • знакомство специалистов с таким современным направлением телесно-ориентированной психотерапии как биосинтез Д. Боаделлы;
  • расширение методологической и практической (технологической) базы телесно-ориентированной психотерапии;
  • приобретение отдельных навыков работы в принципах биосинтеза.

 

В программу обучения входят следующие темы:

  1. История развития и корни биосинтеза (морфология, эмбриология, соматическая вегетотерапия В. Райха). Основные понятия, цели и задачи;
  2. Динамическая морфология Д. Боаделлы.
  3. Терапевтические принципы биосинтеза: интеграция трех основных энергетических потоков – эндодермального, эктодермального и мезодермального.
  4. Терапевтические принципы биосинтеза; понятие процессуальной и структурной работы с клиентом.
  5. Считывание телесной информации в биосинтезе.
  6. Пути терапевтической реинтеграции:
    • заземление как реинтеграция на мезодермальном потоке (заземление и опоры, заземление и звучание);
    • центрирование как реинтеграция на эндодермальном потоке (паттерны дыхания, структурная работа с центром хара, принципы и структуры работы с агрессией, использование центрирования в специфических психотерапевтических ситуациях (травма, кризисное состояние, психосоматическое расстройство, работа горя и пр.);
    • эмпатический контакт и формирование нового опыта (фэйсинг) как реинтеграция на эндодермальном потоке (работа с объединением центров силы — Хара и любви – Анахата, работа с границами).

 

Основные техники используемые при проведении программы:

  • считывание телесной информации в биосинтезе, сбор и хранение диагностической информации, элементы самоисследования, структурная работа по реинтеграции, работа в тройках (позиция терапевта и наблюдателя.

Прохождение семинара даст возможность участникам значительно расширить свою методологическую и практическую базу, использовать целый ряд структур в практической клиентской работе, значительно повысить уровень телесной диагностики, использовать в своей профессиональной деятельность принципы и понятия биосинтеза.

 

В результате обучения:

  • Вы получите определенный объем знаний об основных понятиях и феноменах биосинтеза.
  • Вы приобретете умения и навыки: диагностики и сбора информации с тела клиента, выделение проявлений трех энергетических потоков, ведения терапевтической сессии в парадигме биосинтеза, находить ресурсы клиента и опираться в терапии на эти ресурсы, работать с дыханием как с базовым показателем происходящего в телесной терапии.
  • Вы будете иметь возможность получить информацию о себе самом, о собственной проблематике, расширить свои интересы и профессиональность. Расширить собственную компетентность в области телесно-ориентированной психотерапии.

Основы биосинтеза Дэвида Боаделлы, часть 2-я

5-6 апреля 2025

Цель семинара:

  • знакомство специалистов с таким современным направлением телесно-ориентированной психотерапии как биосинтез Д. Боаделлы;
  • расширение методологической и практической (технологической) базы телесно-ориентированной психотерапии;
  • приобретение отдельных навыков работы в принципах биосинтеза.

 

В программу обучения входят следующие темы:

  1. История развития и корни биосинтеза (морфология, эмбриология, соматическая вегетотерапия В. Райха). Основные понятия, цели и задачи;
  2. Динамическая морфология Д. Боаделлы.
  3. Терапевтические принципы биосинтеза: интеграция трех основных энергетических потоков – эндодермального, эктодермального и мезодермального.
  4. Терапевтические принципы биосинтеза; понятие процессуальной и структурной работы с клиентом.
  5. Считывание телесной информации в биосинтезе.
  6. Пути терапевтической реинтеграции:
    • заземление как реинтеграция на мезодермальном потоке (заземление и опоры, заземление и звучание);
    • центрирование как реинтеграция на эндодермальном потоке (паттерны дыхания, структурная работа с центром хара, принципы и структуры работы с агрессией, использование центрирования в специфических психотерапевтических ситуациях (травма, кризисное состояние, психосоматическое расстройство, работа горя и пр.);
    • эмпатический контакт и формирование нового опыта (фэйсинг) как реинтеграция на эндодермальном потоке (работа с объединением центров силы — Хара и любви – Анахата, работа с границами).

 

Основные техники используемые при проведении программы:

  • считывание телесной информации в биосинтезе, сбор и хранение диагностической информации, элементы самоисследования, структурная работа по реинтеграции, работа в тройках (позиция терапевта и наблюдателя.

Прохождение семинара даст возможность участникам значительно расширить свою методологическую и практическую базу, использовать целый ряд структур в практической клиентской работе, значительно повысить уровень телесной диагностики, использовать в своей профессиональной деятельность принципы и понятия биосинтеза.

 

В результате обучения:

  • Вы получите определенный объем знаний об основных понятиях и феноменах биосинтеза.
  • Вы приобретете умения и навыки: диагностики и сбора информации с тела клиента, выделение проявлений трех энергетических потоков, ведения терапевтической сессии в парадигме биосинтеза, находить ресурсы клиента и опираться в терапии на эти ресурсы, работать с дыханием как с базовым показателем происходящего в телесной терапии.
  • Вы будете иметь возможность получить информацию о себе самом, о собственной проблематике, расширить свои интересы и профессиональность. Расширить собственную компетентность в области телесно-ориентированной психотерапии.

Основы бодинамики Лизбет Марчер, часть 1-я

10-11 мая 2025

Бодинамика, а точнее бодинамический анализ, или соматическая психология развития, – современный развивающийся метод телесной психотерапии, разработанный датской исследовательницей Лизбет Марчер и её последователями.

Для метода характерно особое понимание психомоторного развития и структур характера, сочетание холистического подхода к человеческой личности с глубоким знанием анатомии, особенно мышечной.
Доказано, что конкретные группы мышц, точнее, отклонения в их развитии, соответствуют определённым схемам поведения. Тестирование отдельных мышц и мышечных групп позволяет точно диагностировать, в каком возрастном периоде возникла данная проблема, какие темы связаны с этим возрастом.
Методы коррекции психологических проблем сочетают обычную психотерапевтическую работу с определёнными «психологически нагруженными» физическими упражнениями.

 

Цель обучения: расширить знания в телесно-ориентированной психотерапии, получить начальные навыки работы с мышцами в соответствии с их психологическим содержанием.

 

В программе обучения:

  • Теория структуры характера, основанная на гипо- или гиперреактивности мышц.
  • Классификация структур характера, опирающаяся на процесс психомоторного развития ребенка. «Ранний» и «поздний» варианты характерологических структур.
  • Выявление определенных внешних особенностей тела клиента, характерных для той или иной структуры.
  • Принципы составления «карты тела» и использование её в бодинамическом подходе..
  • Структуры и формирующиеся на их основе базовые потребности, их влияние на взаимоотношения человека с миром (структуры существования, потребности автономии, воли, любви и сексуальности, формирования мнений, солидарности и представления своих интересов).
  • Диагностика нарушений в формировании структур.
  • Основные понятия и принципы работы в бодинамике.
  • Методы коррекции нарушенных структур телесных характеров.
  • Примеры работы с конкретными мышцами, отвечающими за соответствующие схемы поведения.

Основы бодинамики Лизбет Марчер, часть 2-я

14-15 июня 2025

Цель обучения: расширить знания в телесно-ориентированной психотерапии, получить начальные навыки работы с мышцами в соответствии с их психологическим содержанием.

 

В программе обучения:

  • Теория структуры характера, основанная на гипо- или гиперреактивности мышц.
  • Классификация структур характера, опирающаяся на процесс психомоторного развития ребенка. «Ранний» и «поздний» варианты характерологических структур.
  • Выявление определенных внешних особенностей тела клиента, характерных для той или иной структуры.
  • Принципы составления «карты тела» и использование её в бодинамическом подходе.
  • Структуры и формирующиеся на их основе базовые потребности, их влияние на взаимоотношения человека с миром (структуры существования, потребности автономии, воли, любви и сексуальности, формирования мнений, солидарности и представления своих интересов).
  • Диагностика нарушений в формировании структур.
  • Основные понятия и принципы работы в бодинамике.
  • Методы коррекции нарушенных структур телесных характеров.
  • Примеры работы с конкретными мышцами, отвечающими за соответствующие схемы поведения.

Телесное сознавание и развитие телесной энергии методом М. Фельденкрайза

13-14 сентября 2025

Нарушение контакта с собственным телом, непринятие своего тела – проблема, актуальная для многих и многих, основа для непринятия своей личности в целом. Метод Фельденкрайза позволяет восстановить это контакт,  как бы реабилитировать тело, вернуть заслуженную любовь – и тело ответит благодарностью. Ведь нарушение контакта с собственным телом – причина большинства заболеваний… И метод Фельденкрайза, будучи результатом интеграции западной психотерапии и восточной культуры телесности, является оздоровительной, целительной, раскрывающей глубокие природные ресурсы.

Отдельный акцент сделан на бессознательном образе тела, ведь это – залог всех дальнейших идентичностей, основа личности. Вы сможете как исследовать свой собственный бессознательный образ тела, так и освоить методы работы с бессознательным образом тела в клиентской практике – его диагностический потенциал, возможности коррекции.

Структуры, изучаемые на семинаре, позволяют диагностировать уровень сознавания собственного тела и повысить его, раскрыть бессознательные телесные ресурсы.

Также вы ознакомитесь с последующими психотерапевтическими наработками, базирующимися на системе М.Фельденкрайза.

 

Цель программы: ознакомить психологов с одним из основных направлений телесно-ориентированной психотерапии — методом телесного сознавания М.Фельденкрайза.

 

В результате обучения на семинаре:

  • Вы получите как теоретическое представление о методе М. Фельденкрайза, так и практические навыки применения метода Фельденкрайза в клиентской работе (индивидуальной и групповой).
  • Вы ознакомитесь с возможностью самостоятельного использования телесного сознавания для улучшения контакта с собственным телом, раскрытия ресурсов; получите навыки оптимальной саморегуляции.
  • Вы ознакомитесь с базовыми положениями метода Фельденкрайза, с основными теоретическими положениями. Также семинар содержит большой практический пласт телесно- ориентированной психотерапии.
  • Вы сможете овладеть навыками оптимальной саморегуляции, придти в контакт с собственным телом.

 

В программе обучения:

  • Теория телесного сознаванияМ. Фельденкрайза.
  • Базовые положения метода Фельденкрайза.
  • Сознательный и бессознательныйобраз Я-телесного, компоненты образа Я.
  • Критерии оптимального движения в рамках телесного подхода.
  • Алгоритм изменения привычных двигательных паттернов на естественные движения.
  • Исследование возможных вариаций привычного движения.
  • Восстановление грации. Эффективное движение — движение без излишков напряжений.
  • Навыки осознавания тела, осознание и освобождение дыхания, связь дыхания и эмоций.
  • Роль сознавания.
  • Система упражнений (уроков).
  • Современный соматическийподход Т. Ханны.
  • Моторно-сенсорная амнезия.
  • Реакция на стресс — рефлекс «красного» света и рефлекс «зеленого» света.
  • Программа соматическихупражнений.
  • Клиентская работа по методу Фельденкрайза.

 

Основные методы, используемые при проведении тренинга:

  • индивидуальная работа, групповая, работа в парах и тройках. Дидактическое обучение; теоретические дискуссии; структурированные упражнения; проработка продемонстрированных технологических приемов телесной терапии.

 

Список  литературы:

  1. Дольто Франсуаза «Бессознательный образ тела»
  2. Малкина-Пых И.Г. «Телесная терапия. Справочник практического психолога»
  3. «Психология телесности. Между душой и телом», М, издателсьво АСТ, 2005
  4. Фельденкрайз М. «Искусство движения. Уроки мастера»., М, ЭКСМО, 2003
  5. Фельденкрайз М. «Осознавание через движение». М., 1996.

Телесно-ориентированная психотерапия в работе с психосоматическими расстройствами Часть 1

11-12 октября 2025

В программе семинара:

  • Основные концепции психосоматики в Телесно-ориентированной психотерапии:
    • психосоматическое расстройство как болезнь невыраженных чувств, заблоки­рованных в теле;
    • психосоматическое расстройство как болезнь нарушенных отношений;
    • психосоматическое расстройство как болезнь недополученной любви.
  • Подходы к лечению психосоматических расстройств.
  • Конверсионные и психосоматические расстройства.
  • Телесное считывание и диагностические методы Телесно-ориентированной психотерапии в работе с психосоматикой.
  • Соматический резонанс в диагностике и терапии психосоматических расстройств.
  • Работа с дыханием, опорами, границами.
  • Телесная метафора и телесная скульптура.
  • Методы и техники Телесно-ориентированной психотерапии в работе с нарушениями дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем.
  • Сочетание методов Телесно-ориентированной психотерапии с иными подходами в лечении психосоматических заболеваний.
  • Головная боль и методы Телесно-ориентированной психотерапии.
  • Телесно-ориентированная психотерапия в работе с расстройствами половой сферы, обменными нарушениями, пищевой зависимостью, заболеваниями кожи, опорно-двигательного аппарата, с онкологическими больными.
  • Методы профилактики психосоматических расстройств у терапевта: заземление, центрирование, работа с границами.
  • Индивидуальная и групповая терапия психосоматических расстройств. Разбор клинических случаев.

 

В результате прохождения семинара слушатели смогут получить:

  • расширение знаний в области психосоматики;
  • развитие навыков телесной работы с пациентами, страдающими психосоматическими расстройствами;
  • включение методов Телесно-ориентированной психотерапии в диагностику и терапию психосоматических расстройств.

Телесно-ориентированная психотерапия в работе с психосоматическими расстройствами Часть 2

01—02 ноября 2025

В программе семинара:

  • Основные концепции психосоматики в Телесно-ориентированной психотерапии:
    • психосоматическое расстройство как болезнь невыраженных чувств, заблоки­рованных в теле;
    • психосоматическое расстройство как болезнь нарушенных отношений;
    • психосоматическое расстройство как болезнь недополученной любви.
  • Подходы к лечению психосоматических расстройств.
  • Конверсионные и психосоматические расстройства.
  • Телесное считывание и диагностические методы Телесно-ориентированной психотерапии в работе с психосоматикой.
  • Соматический резонанс в диагностике и терапии психосоматических расстройств.
  • Работа с дыханием, опорами, границами.
  • Телесная метафора и телесная скульптура.
  • Методы и техники Телесно-ориентированной психотерапии в работе с нарушениями дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем.
  • Сочетание методов Телесно-ориентированной психотерапии с иными подходами в лечении психосоматических заболеваний.
  • Головная боль и методы Телесно-ориентированной психотерапии.
  • Телесно-ориентированная психотерапия в работе с расстройствами половой сферы, обменными нарушениями, пищевой зависимостью, заболеваниями кожи, опорно-двигательного аппарата, с онкологическими больными.
  • Методы профилактики психосоматических расстройств у терапевта: заземление, центрирование, работа с границами.
  • Индивидуальная и групповая терапия психосоматических расстройств. Разбор клинических случаев.

 

В результате прохождения семинара слушатели смогут получить:

  • расширение знаний в области психосоматики;
  • развитие навыков телесной работы с пациентами, страдающими психосоматическими расстройствами;
  • включение методов Телесно-ориентированной психотерапии в диагностику и терапию психосоматических расстройств.

Работа с последствиями нарушений детско-родительских отношений и травмами развития в ТОП

13-14 декабря 2025

Цель программы обучения:

Дать представление о специфике работы с детско-родительскими отношениями в русле такого направления психологии как телесно-ориентированная психотерапия (ТОП).

 

В программе семинара:

  • Определение понятия «детско-родительские отношения».
  • Что такое «регресс» и в чем его особенности в рамках работы психотерапевта. Способы входа и выхода из регрессивного состояния.
  • Работа с проблемами, которые закрепляются в нашем теле и связаны с ожиданиями родителей.
  • Работа с ранними детскими травмами.
  • Виды и коррекция нарушений границ личности, связанных с детско-родительскими отношениями.
  • Тема зависимости и сепарирования от родителей. Упражнения для диагностики и коррекции подобных состояний.
  • Влияние детско-родительских отношений на формирование характера.
  • Модели родительского поведения.
  • Понятие «перенос» и его особенности в теме детско-родительских отношений.
  • Приемы работы с телесными метафорами при коррекции последствий детско-родительских отношений.

 

Основные методы, используемые для отработки приобретаемых знаний: индивидуальная и групповая работа, работа в парах, разбор сложных случаев, теоретические дискуссии, отработка практических навыков.

 

В результате участия в программе семинара вы:

  • Узнаете об особенностях работы с детско-родительскими отношениями в русле телесно-ориентированной психотерапии.
  • Получите теоретические знания и практические навыки работы с клиентами.

Телесно-ориентированная психотерапия в работе с психической травмой и кризисными состояниями

17-18 января 2026

Цель обучения:

Дать общее теоретическое представление о формировании кризисных состояний.

Осветить основные вопросы о связи механизмов возникновения симптомов с физиологией стресса. 

Дать информацию о течении кризисных состояний, вариантах выхода из кризиса.

Рассмотреть стратегию психотерапии с учетом влияния различных кризисных состояний и событий не только на психику, но и на тело, используя концепции телесно-ориентированной психотерапии.

Дать возможно более широкое представление о методах современной психотерапии кризисных состояний.

Научить способам «скорой» помощи кризисным клиентам.

Познакомить с методами работы с последствиями психической травмы П. Левина, бодинамического анализа Л. Марчер, танатотерапии В.Баскакова, техникой  Х. Алиева и др.

Значительно расширить профессиональное поле специалистов новыми возможностями в работе, которые дает телесно-ориентированная психотерапия

Сформировать навыки проведения индивидуальных психотерапевтических сессий с кризисными клиентами.

Рассмотреть причины, симптоматику и способы профилактики, самопомощи и терапии вторичной травмы у специалиста, работающего с кризисными клиентами.

 

В программе семинара:

Классификация кризисных состояний. Понятие травмы в психотерапии.

Представление о видах травм, в работе с которыми эффективна телесно-ориентированная психотерапия.

Диагностические методы и портреты кризисных клиентов.

Последствия стрессовых событий: психических и физических травм, катастроф, участия в военных действиях и др.

Влияние специфических видов деятельности на психику и тело – профессии, сопровождающиеся риском для жизни, профессии в которых специалисты соприкасаются с человеческими страданиями и тяжелыми переживаниями.

Суицидальное поведение вне зависимости от мотивации.

Нормальное и патологическое течение  горя, утраты, расставания.

Последствия физического, эмоционального и сексуального насилия.

Нормальное и патологическое течение  возрастных, экзистенциальных и  трансформационных кризисов.

Рассмотрение последствий различных видов травм: травмы развития, острая стрессовая реакция, посттравматическое стрессовое расстройство, шоковая травма.

Основные мишени терапии в работе с травмой.

Телесные, психические и духовные аспекты здоровья.

Влияние травматических событий на тело, проблемная анатомия.

Виды кризисной помощи. Стратегия и тактика при работе с кризисными клиентами.

Телесная диагностика, считывание телесной информации, особенности терапии. 

Посттравматическое стрессовое расстройство как отсроченная реакция на  стресс. Клиническая картина, варианты течения, прогноз, исход. 

Стратегия психотерапии и психологической коррекции посттравматического стрессового расстройства. 

Использование техник телесной психотерапии в терапии ПТСР.

 

Методы и техники телесно-ориентированной психотерапии рассматриваемые на семинаре: 

Техники, направленные на снятие стрессового состояния.

Методы работы направленные на получение ресурса и саморегуляцию.

Метод Х. Алиева «Ключ»– снятие телесных зажимов и блоков, выход заблокированной в результате травмы энергии, расслабление и мобилизация.

Работа с агрессивными состояниями, отреагированием гнева.

Методы работы с телесной диссоциацией и синдромом выключенного  тела, со сверхконтролем.

Диагностическая и терапевтическая работа с границами.

Центрирование – обретение источника энергии внутри себя, самодостаточности, ощущения целостности.

Техника П. Левина «Бег» – освобождение заблокированной в теле в результате травмы энергии и восстановление ее естественного хода.

Методы танатотерапии в работе с суицидентами.

Работа с болью; с психосоматическими симптомами.

Психотерапевтическая помощь при горе, утрате.

 

В результате участия в семинаре Вы:

получите определенный объем  знаний об основных понятиях и феноменах кризисных состояний, кризисной терапии, возможностях телесно-ориентированной психотерапии в данной проблематике;

сформируете умения и навыки: телесной диагностики кризисного состояния (наличия, вида, степени); обращения к ресурсам клиентам и нахождения ресурсов через тело;

узнаете о возможностях выбора стратегии при работе с кризисной личностью;

ознакомитесь с современными представлениями о телесно-ориентированной психотерапии кризисных состояний в различных школах телесно-ориентированной психотерапии;

научитесь отслеживать у себя признаки начинающейся вторичной травматизации, понимать их и справляться с ними.

Супервизия в Телесно-ориентированной психотерапии

07-08 февраля 2026

Только для слушателей программы “Телесно-ориентированная психотерапия”.

К супервизии необходимо подготовить клиентский случай, в котором должна быть отражена информация:

  • Пол, возраст, откуда пришел/кем направлен, кто оплачивает сессии;
  • Длительность терапии, частота встреч;
  • Жалоба, запрос, договор с клиентом;
  • Описание внешности, тела, особенностей поведения клиента;
  • Особенности контакта;
  • Жизненная ситуация клиента в настоящее время;
  • Немного личной истории клиента;
  • Немного семейной истории клиента;
  • Методы, техники: какие применялись, как применялись и как сработали;
  • Изменения за время терапии – динамика процесса терапии и динамика изменений в жизни клиента;
  • Какие сложности у вас возникли, ваш вопрос к супервизии.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛИ:

 

Ченцова Галина Михайловна

Врач-психиатр, телесный психотерапевт, сертифицированный специалист по биосинтезу (Д. Боаделлы), бодинамическому анализу (Л. Марчер), психодраме, юнгианскому анализу.

Член Европейской Ассоциации телесных психотерапевтов (ЕАТП);

Тренер-супервизор Ассоциации телесно-ориентированных психотерапевтов.

Автор программ по работе с психосоматическими расстройствами, различными видами зависимостей.

Стаж работы в психотерапии более 25 лет.

 

Корсаков Анатолий Николаевич

Психолог, телесно-ориентированный психотерапевт, специалист по работе с зависимостями и созависимостью, специалист по биосинтезу (европейский сертификат)

Ведущий терапевтических групп для химически зависимых, созависимых, терапевтических групп в реабилитационных центрах, а так же в условиях ресоциализации.

 

Специалист в области:

  • Телесно-ориентированной психотерапии;
  • Психотерапии химической зависимости и созависимости.

 

Нестеров Роман Юрьевич

Психолог, телесно-ориентированный терапевт, гештальт-терапевт, биоэнергетический аналитик, преподаватель психологии. Шаман (Тыва).

  • Более 25 лет проводит индивидуальную и групповую психотерапию и тренинги.
  • С 1996 года занимается шаманскими практиками, имеет авторские тренинги (например: тренинг «Танец животной силы» и др.).

 

Сивачева Анна Евгеньевна

Специалист в области:

  • Телесно-ориентированной психотерапии;
  • Арт-терапии;
  • Эриксоновского гипноза.

Международная сертификационная программа «Эго сила  и качество жизни в биодинамическом подходе», преподаватель: сооснователь Bobynamic Internetional ApS, Erik Jarlnes ИГиСП Психодрама. руководитель Михайлова Е.Л

Действительный член ППЛ,  КАТОП. Участник международных конференций и фестивалей по телесно-ориенированной психотерапии.

 

Итоговые документы

По окончании программы выдается ДИПЛОМ установленного образца о профессиональной переподготовке с правом ведения профессиональной деятельности в сфере психологического консультированияК диплому прилагается вкладыш, в котором указывается пройденная программа с перечнем дисциплин.

 

Диплом соответствует:

  • требованиям Министерства Образования в получении дополнительных компетенций, необходимых для новой профессиональной деятельности;
  • требованиям Министерства Труда и дает право работать в определенной сфере деятельности.

Право осуществления образовательной деятельности и выдачи дипломов подтверждается образовательной лицензией ДПО №039535, выданной 07.08.2018 Департаментом образования города Москвы. Лицензия является бессрочной.

 

Стоимость обучения:

 

До 15 апреля 2024 г - 160 000 рублей

Далее - 180 000 рублей

В рассрочку - 240 000 рублей

Вверх